Лямбда зонд

Кислородный датчик или лямбда зонд является электронным устройством, которое измеряет пропорцию кислорода в выхлопных газах автомобиля.

Сама идея была развита компанией Robert Bosch Gmbh в конце 1960. Чувствительный элемент лямбда зонда изготовлен из керамического материала на основе двуокиси циркония и на сторонах измерения покрыт тонким слоем платины. Есть несколько различных способов измерить количество кислорода. Они включают технологии, такие как двуокись циркония, электрохимическая, инфракрасный, сверхзвуковой и совсем недавно лазерные методы. У каждого метода есть свои собственные преимущества и неудобства, но нас интересуют только применяемые в автомобильной промышленности.

Автомобильные кислородные датчики позволяют современной топливной системе контролировать в режиме реального времени воздушно-топливное соотношение. Датчик лямбда зонд расположен в выхлопном потоке и непосредственно не влияет на количество топлива попадающегося в двигатель, но когда информация с датчика кислорода вместе с информацией с других источников поступает в блок управления это делает возможным изменять отношение воздуха к топливу. Датчик фактически не измеряет концентрацию кислорода, а скорее различие между количеством кислорода в выхлопном газе с количеством кислорода в воздухе. Богатая смесь имеет недостаток кислорода, этот недостаток и заставляет напряжение расти из-за транспортировки кислородных ионов через слой датчика. Бедная смесь образует низкое напряжение, так как есть кислородный избыток. Подделка или изменение сигнала посылаемого датчиком лямбда зонда могут быть вредными для контроля за эмиссией и даже могут повредить транспортное средство.

Температура лямбда зонда в рабочем состоянии состовляет примерно 316 градусов Цельсия (600 по Фаренгейту). У большинства из них есть нагревательный элемент заключенный в керамику который позволяет нагреваться до рабочих температур значительно быстрее. Без нагревателя лямбда зонд в конечном счете нагреется выхлопными газами, но для этого потребуется несколько минут.

У датчика кислорода как правило четыре провода, два для самого измерительного элемента и два для нагревателя. Некоторые автомобили укомплектованы трех проводными датчиками с одним общим проводом, ранее использовались одно и двух проводные.

Обычная жизнь кислородного датчика составляет 160 тысяч км, отказ происходит из-за истощения напыления на рабочем элементе. В этом случае лямбда зонт сообщает о скудной смеси и компьютер обогащает смесь. Экономия топлива ухудшается.

Некачественный бензин укорачивает срок службы датчика и в этом случае датчик имеет цвет между белым и светло серым. Угар масла может окрасить его в черный цвет.

Признаки неисправности: Загорание лампочки ЧЕК, потемнение выхлопных газов, увеличение потребления топлива. колебания, рывки при ускорении.